Законодательство по воинскому учёту, какие организации должны вести воинский учёт, это обязательно или рекомендательный характер, и какие есть штрафы и санкции.
Организации независимо от форм собственности обязаны осуществлять воинский учет работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации").
Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), и Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее - Методические рекомендации) (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), п. 9 Положения).
Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма 10). Карточки заполняются на основании удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа, - для призывников, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) или справки взамен военного билета - для военнообязанных. Документы воинского учета военнообязанных и лиц, подлежащих призыву, предъявляются работодателю при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. п. 27, 28 Положения, п. п. 31, 32 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее - Инструкция N 700)).
Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами субъектов РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в соответствии с Инструкцией N 700 (п. 33 Положения).
Кроме обязанностей по ведению воинского учета, ответственные за военно-учетную работу должностные лица организации обязаны, в частности (п. п. 1, 12 ст. 4, п. 11 ст. 8.1 Закона N 53-ФЗ, пп. "а", "б" п. 32 Положения):
- направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
- направлять в течение 5 дней со дня принятия или увольнения граждан с работы в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы;
- направлять в военные комиссариаты в течение 3 рабочих дней сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять.
Должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, в частности к административной ответственности и уголовной ответственности (п. 3 ст. 7 Закона N 53-ФЗ, п. 54 Положения).
Ответственность за административные правонарушения в области воинского учета определена в гл. 21 КоАП РФ.
Работодателю грозит ответственность, если он не оповестит работника о вызове (повестке) военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) при его поступлении (в том числе в электронной форме) либо не обеспечит работнику возможность своевременно явиться по такому вызову (повестке). Штраф составит (ст. 21.2 КоАП РФ):
- для должностного лица - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
- юрлица - от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
Если не обеспечить своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо не оказать содействие в организации таких оповещения и явки, штраф составит (ч. 1 ст. 19.38 КоАП РФ):
- для должностного лица - от 60 тыс. до 80 тыс. руб.;
- юрлица - от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет штраф (ст. 21.1 КоАП РФ):
- для должностных лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
- юрлиц - от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами госорганов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений (например, о приеме на работу), необходимых для ведения воинского учета, грозит штрафом такому лицу от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности составляет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ):
- 60 календарных дней - за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации;
- три года - за нарушения в области воинского учета.
То есть привлечение к ответственности юридического лица за сам факт неведения воинского учета является неправомерным, в КоАП РФ нет такого состава правонарушения.
Однако очевидно, что исполнить перечисленные выше обязанности организация сможет только в том случае, если она ведет воинский учет надлежащим образом.
В системе «КонсультантПлюс» вы найдете материал Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организации, где подробно изложены все вопросы ведения воинского учета в организации и приведены образцы документов, в том числе:
Цели и задачи воинского учета в организации >>>
Основные положения по ведению воинского учета в организациях >>>
Состав и категории граждан, подлежащих воинскому учету в организации >>>
Документы, необходимые для ведения воинского учета в организациях >>>
Документы призывников и военнообязанных граждан, необходимые для ведения воинского учета в организации >>>
Подготовка документов воинского учета >>>
Порядок ведения воинского учета в организациях >>>
Отсрочка от армии работникам IT-компаний >>>
Порядок контроля за ведением воинского учета в организациях >>>
Ответственность за нарушение воинского учета в организации, неоказание содействия военкоматам при мобилизации >>>
Кроме того на Стартовой странице справа внизу есть ссылка на раздел «ВИДЕОСЕМИНАРЫ». В нем есть видеосеминары 2024 года Климовой Марины Аркадьевны:
- «Ведение воинского учета в организации»,
- «Воинский учет: проверки и штрафы»,
- «Воинский учет: взаимодействие с военкоматами».
Законное обоснование:
- Срок хранения документов по воинскому учету Типовая ситуация: Бухгалтерские и кадровые документы: сроки хранения и уничтожение (Издательство "Главная книга", 2024) {КонсультантПлюс}
Скачать pdf