Можно ли главного бухгалтера принять на должность бухгалтера в связи с отсутствием работника. И как правильно оформить документы?
сообщаем следующее: Ранее пп. «а» п. 15 постановления Совета Министров СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" (далее - Постановление N 1145) запрещал главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям совмещать профессии (должности). Однако Решением Верховного Суда РФ от 20.10.2003 N ГКПИ03-1072 пп. "а" п. 15 Постановления N 1145 в части слов "главных специалистов, руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей" был признан недействующим. А Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" признано недействующим Постановление N 1145 в целом.
Таким образом, главный бухгалтер имеет право выполнять по поручению работодателя в течение рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, обязанности временно отсутствующего работника (бухгалтера) и требовать оплаты такой работы.
Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника можно поручить дополнительную работу как по другой, так и по такой же профессии (должности) (ст. ст. 60.2, 151 ТК РФ).
При необходимости выполнения дополнительной работы по должности "бухгалтер" возможно оформление совмещения на главного бухгалтера в порядке ст. 60.2 ТК РФ. Учитывая, что наименование должностей отличается, в данном случае оформляется именно совмещение, а не расширение зон обслуживания.
Для поручения работнику дополнительной работы, которую он будет выполнять в течение установленной ему продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, предусмотренной трудовым договором, необходимо заключить с замещающим работником дополнительное соглашение к трудовому договору (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 16.11.2020 N 14-2/ООГ-16940, п. 5 Приложения N 3 Письма Роструда от 14.12.2016 N 1313-ПР).
В нем укажите, в частности, содержание, объем работы, условие о том, что она выполняется в течение рабочего дня (смены) работника наряду с работой, определенной его трудовым договором, срок выполнения, размер доплаты. Размер доплаты устанавливается по соглашению работника с работодателем с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Также в дополнительном соглашении следует отразить порядок досрочной отмены такой работы.
На практике еще издают приказ. Такой приказ не обязателен по закону, но его обычно издают, когда оформляют исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Он может быть предусмотрен вашим внутренним документом, например, при возложении обязанностей руководителя организации на время его отсутствия - тогда оформите его.
Такой приказ обычно оформляют, чтобы зафиксировать, в частности, кто будет выполнять обязанности отсутствующего работника, когда в этом есть необходимость, срок замещения, способ возложения на него обязанностей. Например, когда заключили с замещающим работником дополнительное соглашение к трудовому договору о выполнении в течение рабочего дня (смены) дополнительной работы наряду с работой, предусмотренной трудовым договором, за дополнительную плату и нужно проинформировать об этом других, дать необходимые поручения.
Есть мнение, что издание приказа о временном исполнении обязанностей по должности отсутствующего работника обязательно во всех случаях в силу абз. 2 п. 1 Разъяснения Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 N 30/39 (утв. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 N 820/39). Но это не так, поскольку данное Разъяснение применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ч. 1 ст. 423 ТК РФ). Издание же приказа о временном исполнении обязанностей отсутствующего работника Трудовым кодексом РФ не предусмотрено.
Законное обоснование: