Вопрос:
01.01.1970

в какой срок управляющая компания должна дать ответ на претензию? Устно сообщили, что 30 дн. Правомерно ли это? Претензия была по уборке снега.

Ответ:
08.02.2023

Полагаем, что УК могла сослаться на ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон N 59-ФЗ) в соответствии с которым письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 указанной статьи, поскольку управляющие организации заняты публично значимой деятельностью, на них распространяются требования Закона N 59-ФЗ.

 

При этом следует отметить, что  лицам, осуществляющим публично значимые функции, можно отнести любую организацию, созданную или учрежденную государственным органом или органом местного самоуправления, или наделенную полномочиями по оказанию услуг гражданам, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

 

Постановление Верховного суда Республики Алтай от 10.05.2016 N 4А-47/2016,

Постановление Костромского областного суда от 28.04.2016 по делу N 4а-69/2016,

Решение Первомайского районного суда Нижегородской области от 18.02.2016 по делу N 12-1/2016,

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 31.07.2018 по делу N 2-913/2018~М-819/2018,

Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2022 N 16-4712/2022.

 

То есть в судебной практике на сегодняшний день наблюдается тенденция широкого подхода к пониманию публично значимых функций, фактически отождествляемых с осуществлением любой общественно-полезной деятельности.

Вместе с тем Верховный Суд указал, что управляющая МКД компания является обычным юрлицом, созданным для получения прибыли, и не относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции; правоотношения собственника помещений в МКД и УК носят гражданско-правовой характер, и требования Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ на них не распространяются.

Постановление Верховного Суда РФ от 14.02.2019 N 88-АД19-1,

Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2019 N 48-АД19-2,

Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2019 N 88-АД19-2.

 

При этом Минстрой России в Письме 23.04.2019 N 15772-ОГ/04  напомнил, что управляющая МКД компания обязана оперативно отвечать на обращения жителей дома, и обязанность эта является лицензионным требованием. На обращения по поводу некачественных коммунальных услуг нужно ответить в течение 3 рабочих дней после получения запроса - копиями акта проверки/акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг, а также ответом об удовлетворении обращения либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа. Сверх того, все обращения подобного рода подлежат специальному учету (подпункт "к" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354).

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 193 ЖК РФ и пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение), установлены лицензионные требования.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения лицензионным требованием является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

Таким образом, нарушением лицензионных требований будет являться нарушение требований, установленных Правилами N 416.

При выявлении нарушения орган государственного жилищного надзора вправе вынести предписание об устранении указанного нарушения.

 

Таким образом, полагаем, на обращения по поводу некачественных коммунальных услуг УК должна ответить в течение 3 рабочих дней после получения запроса.

Законное обоснование:

  1. Ситуация: Как составить и предъявить претензию в управляющую компанию о неоказании (некачественном оказании) услуг? ("Электронный журнал "Азбука права", 2023) {КонсультантПлюс}

  2. Вопрос: Какой установлен срок для ответа на претензию собственника МКД о качестве предоставления коммунальных услуг? (Подборки и консультации Горячей линии, 2022) {КонсультантПлюс}

 

  1. Статья: Рассмотрение УК обращений собственников и нанимателей помещений в МКД (Линейкина С.М.) ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 6) {КонсультантПлюс}ф

Скачать pdf
Анна Марченко Эксперт Линии консультаций
Регламент линии консультаций