Работник попадает под сокращение штата по основному месту работы. При этом работает на условиях внешнего совместительства еще в двух организациях. Является ли внешнее совместительство препятствием для выплаты работнику среднего месячного заработка на время трудоустройства?
Согласно ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В рамках трудовых отношений на территории РФ применимым правом является российское, за исключением тех случаев, когда, в частности, международным договором, предусмотрено иное (ст. ст. 10, 11 ТК РФ).
В соответствии со ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, заключенного в г. Москве 14.01.1993 (далее - Соглашение), работники стороны выезда (Украины), работающие на территории стороны трудоустройства (России), пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством стороны трудоустройства (России) (включая вопросы трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда и другие). Таким образом, положения Соглашения регулируют трудовые вопросы работников, въезжающих на территорию РФ для осуществления трудовой деятельности, особенностей трудовой деятельности для дистанционных работников указанным документом не установлено, однако действующими нормативно-правовыми актами в области трудового права не запрещено заключение трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, не въезжающим на территорию РФ.
Статьей 8 Соглашения установлено, что социальное обеспечение для работников, работающих на территории стороны трудоустройства, и членов их семей осуществляется на основании законодательства этой стороны. При этом под социальным обеспечением по данной статье понимаются все виды пособий и выплат, которые предоставляются гражданам в случае болезни, беременности и родов и в других случаях.
Таким образом, нормы международного договора не предусматривают никаких специальных положений в области социального обеспечения граждан Украины, а только содержат отсылку к законодательству РФ.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. на 28.12.2013) его действие распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
В отличие от других видов страховых взносов взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисляемые в отношении иностранцев, не предполагают привязки к режиму пребывания последних на территории РФ и распространяются на всех работников страхователя, независимо от места осуществления ими трудовой деятельности.
Следовательно, работники - граждане Украины являются застрахованными лицами и подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 3 Закона N 125-ФЗ).
Действительно - на практике реализация норм данного Федерального закона в части обеспечения иностранного дистанционного работника по страхованию при наступлении страхового случая (то есть подтвержденного в установленном порядке факта повреждения здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) представляется крайне затруднительной. Если причинно-следственную связь повреждения здоровья вследствие профессионального заболевания с выполнением трудовой функции установить сложно, то связь повреждения здоровья с несчастным случаем на производстве - крайне сложно. Провести на территории другого государства полноценное расследование случая, имеющего признаки несчастного, в соответствии с требованиями ТК РФ работодатель не сможет. Собственно, и на территории Российской Федерации работодателю провести такое расследование трудно ввиду того обстоятельства, что место выполнения трудовой функции не находится под его непосредственным или косвенным контролем.
Таким образом, вопрос об обязательности страхования иностранного дистанционного работника, не проживающего (не пребывающего) на территории Российской Федерации, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не имеет однозначного ответа. При этом абз. 3 ст. 216 ТК РФ не предусматривает каких-либо изъятий из гарантии "каждому работнику" на "обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом". Следовательно, до внесения в соответствующий федеральный закон изменений, отражающих фактически выход трудовых отношений за границы Российской Федерации, обязанность работодателя по уплате данного вида взносов продолжает сохраняться, и российская организация, заключившая трудовой договор о дистанционной работе с иностранным гражданином (гражданином Украины), обязана исчислять и уплачивать страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с суммы заработной платы, выплачиваемой данному гражданину.
Учитывая изложенное, рекомендуем Вам использовать свое право налогоплательщика и обратиться за их получением в Минфин России или налоговый орган по месту учета.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым или налоговым органом.
Законное обоснование:
Скачать pdf