Вопрос:
05.05.2022

если мы принимаем на работу бывшего военнослужащего куда мы должны сообщить об этом. И в какой форме.       

Ответ:
05.05.2022

Военная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (ст. 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", далее - Закон N 58-ФЗ).

Гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, является государственным служащим (ст. 10 Закона N 58-ФЗ). Иными словами, бывший военнослужащий в период прохождения военной службы являлся государственным служащим.

Прием на работу граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, после их увольнения со службы имеет некоторые особенности, установленные ст. 64.1 ТК РФ, а также ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ).

Согласно сч. 1 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения обязаны при заключении трудового договора сообщить работодателю о последнем месте службы.

В свою очередь, ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в случае заключения с такими лицами трудового договора в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать об этом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. Аналогичная норма содержится и в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ.

Следует отметить, что эти требования закона распространяются не на всех бывших государственных служащих, а лишь на занимавших должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ.

Требования, установленные ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона N 273-ФЗ, исходя из положений п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 (далее - Указ N 557), либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня (п. 2 Указа N 557).

Ряд должностей военной службы содержит Раздел II Перечня, утвержденного Указом N 557. Кроме того, в соответствии с п. 2 Указа N 557 перечень конкретных воинских должностей утвержден Приказом Министра обороны РФ от 21.11.2019 N 685.

Если должность бывшего военнослужащего предусмотрена указанными перечнями и с момента увольнения с воинской службы два года еще не прошло, то работодатель обязан уведомить о его приеме на работу по последнему месту службы.

Невыполнение работодателем указанной обязанности может повлечь привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

Также отметим, что отсутствие у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в Перечни, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46, п. 6 Обзора судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ, Постановление Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 82-АД17-6).

При невозможности получения соответствующей информации из трудовой книжки гражданина или других представленных им при трудоустройстве документов у работодателя, заключающего с ним трудовой договор, отсутствует обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее (п. 49 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019). Суды в таких ситуациях не усматривают состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2021 N 16-35/2021, Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 13.07.2020 N 12-77/2020, Решение  Пушкинского городского суда Московской области от 17.11.2020 N 12-586/2020).

 

Законное обоснование:

  1. КОГО И КАК НУЖНО УВЕДОМИТЬ О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ БЫВШЕГО ГОССЛУЖАЩЕГО Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работу {КонсультантПлюс}

 

  1. Форма: Уведомление о приеме на работу бывшего военнослужащего (образец заполнения) (КонсультантПлюс, 2022) {КонсультантПлюс}

Скачать pdf
Анна Марченко Эксперт Линии консультаций
Регламент линии консультаций