Вопрос:
13.08.2020

Возможно ли расторгнуть контракт (44-ФЗ)  с кредиторской задолженностью со стороны Заказчика?

Ответ:
13.08.2020

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ  Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

По соглашению сторон контракт можно расторгнуть, если у заказчика с поставщиком нет претензий друг к другу и сторонам  удалось договориться по всем вопросам.

В судебном порядке  можно расторгнуть контракт на основании  ст. 450, ст. 451  ГК РФ.

Как правило, расторжение контракта в одностороннем порядке подразумевает  основания нарушения  условий, требований, обязательств по контракту одной из сторон либо несоответствие нормам законодательства.

Поэтому конкретного основания  как кредиторская задолженность заказчика Законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

При этом, контракты могут быть заключены только на основании плана-графика закупок и доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период. (Письмо Минфина России от 30.12.2019 N 09-04-06/103748 (ред. от 23.01.2020), Письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37713).

Учитывая изложенное, возможность расторжения контракта  с кредиторской  задолженностью заказчика необходимо конкретное изучение документов, обстоятельств  и сложившейся ситуации.

Также, в случае сложившейся нестандартной ситуации, неурегулированной нормами законодательства о контрактной системе, заказчики и участники закупок вправе обратиться за разъяснениями в государственные органы, регулирующие сферу закупок для государственных и муниципальных  нужд (Минфин России, Казначейство России,  ФАС России).

Обоснование:  Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ  Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

По соглашению сторон контракт можно расторгнуть, если у заказчика с поставщиком нет претензий друг к другу и сторонам  удалось договориться по всем вопросам.

В судебном порядке  можно расторгнуть контракт:

  1. если исполнитель существенно нарушил условия контракта (пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ);
  2. если существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении контракта (ст. 451 ГК РФ);
  3. в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, законодательством или контрактом (пп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). То есть  в контракте  можно  дополнительно предусмотреть  основания для его расторжения в судебном порядке.

В одностороннем порядке расторжение контракта имеет свои нюансы. Например, в некоторых ситуациях заказчик обязан расторгнуть контракт (например, если товар не соответствует требованиям), а в некоторых - он вправе расторгнуть контракт (такие случаи предусмотрены гражданским законодательством). (Готовое решение: Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке (КонсультантПлюс, 2020)).

Как правило, расторжение контракта в одностороннем порядке подразумевает  основания нарушения  условий, требований, обязательств по контракту одной из сторон либо несоответствие нормам законодательства.

Поэтому, конкретного основания  как кредиторская задолженность заказчика Законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

Следует обратить внимание, что  согласно ч.1  ст. 16, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В соответствии  ч.2 ст. 72, "Бюджетного  кодекса Российской Федерации" Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Таким образом, контракты могут быть заключены только на основании плана-графика закупок и доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период. (Письмо Минфина России от 30.12.2019 N 09-04-06/103748 (ред. от 23.01.2020), Письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37713).

«Вместе с тем, принятие заказчиком бюджетных обязательств при отсутствии лимитов бюджетных обязательств может привести к невозможности своевременной оплаты за поставленные товары (работы, услуги), что повлечет ответственность заказчика за неисполнение обязательств по контракту и, как следствие, дополнительное расходование бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату товаров, работ, услуг.

Дополнительно ФАС России отмечает, что Законом о контрактной системе не установлено запрета на заключение контракта под отлагательным условием.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

Позиция Министерства финансов Российской Федерации о возможности включения в проект государственного контракта отлагательного условия изложена в письме от 25.05.2015 N 02-02-04/16546.» (Письмо ФАС России от 20.03.2017 N РП/17453/17).

Учитывая изложенное, возможность расторжения контракта  с кредиторской  задолженностью заказчика необходимо конкретное изучение документов, обстоятельств  и сложившейся ситуации.

Также, в случае сложившейся нестандартной ситуации, неурегулированной нормами законодательства о контрактной системе, заказчики и участники закупок вправе обратиться за разъяснениями в государственные органы, регулирующие сферу закупок для государственных и муниципальных  нужд (Минфин России, Казначейство России,  ФАС России).

Законное обоснование:

 

  1. "Годовой отчет для казенных учреждений - 2019" (под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева) ("БиТуБи", 2019) {КонсультантПлюс}

 

  1. Статья: Как списать задолженность (Киселева В.Л.) ("Советник в сфере образования", 2018, N 5) {КонсультантПлюс}

 

  1. Готовое решение: Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

 

  1. Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Скачать pdf
Анна Марченко Эксперт Линии консультаций
Регламент линии консультаций