Вопрос:
20.02.2020

Наша организация передает продукцию собсвенного производства блогерам с целью размещения обзоров на продукцию в соц.сетях. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете стоимость переданной продукции? Облагается ли данная передача продукции НДС.

Ответ:
20.02.2020

: Официальных разъяснений по ситуации, изложенной в вопросе, нет.

Ответ дан на основании материалов по схожим ситуациям. Мнение, изложенное в данной консультации, является частным мнением эксперта.

 

Если в рекламных целях раздается рекламная продукция, которая в силу п. 3 ст. 38 НК РФ не может быть признана товаром (листовки, буклеты и другие рекламные полиграфические материалы, не отвечающие признакам товара), то объект налогообложения по НДС вообще не возникает. При этом себестоимость данной продукции может быть как меньше 100 руб. за единицу, так и больше. Это просто расходы на рекламу. Информация о такой раздаче в декларации по НДС не отражается.

Если в рекламных целях раздается имущество, которое может быть признано товаром (образцы собственной продукции, сувенирная продукция с логотипом и т.п.), то такая раздача признается объектом налогообложения по НДС.

С учетом пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ обязанность начислить НДС на стоимость розданного возникает в том случае, если расходы на приобретение (создание) единицы переданных товаров (работ, услуг) превышают 100 руб. В этом случае НДС начисляется на всю стоимость (рыночную) безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) Начисленные суммы НДС в расходы при исчислении налога на прибыль не включаются (письма ФНС России от 20.11.2006 N 02-1-07/92, УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 N 19-11/45206).

При раздаче в рекламных целях товаров (работ, услуг) стоимостью не выше 100 руб. за единицу НДС не начисляется в силу пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ. Соответственно, из-под налогообложения выводятся бесплатно раздаваемые недорогие сувениры с нанесенным на них логотипом и (или) товарным знаком (ручки, брелоки, календари и т.п.)

Безвозмездная же передача (не в рекламных целях)  права собственности на имущество по общему правилу облагается НДС, так как для целей НДС такая операция признается реализацией и, соответственно, признается объектом НДС (п. 3 ст. 38, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

 

Примеры бухгалтерских записей можно посмотреть здесь:

 

Корреспонденция счетов: Как отражается в учете организации - производителя парфюмерно-косметической продукции раздача образцов и тестеров своей продукции покупателям торгово-розничной сети во время проведения рекламной акции?.. (Консультация эксперта, 2020) {КонсультантПлюс}

 

Статья: Расходы на рекламу: учет и налогообложение (Парасоцкая Н.Н.) ("Аудитор", 2019, N 12) {КонсультантПлюс}

 

 

Однако, по нашему мнению,  в данном случае вопрос заключается в том, можно ли признать передачу продукции собственного производства блогерам с целью размещения обзоров на продукцию в соцсетях  передачей продукции именно в рекламных целях.

Если стоимость продукции превышает 100 руб., то такая передача в любом случае облагается НДС и решать вопрос об отнесении этой операции к рекламным нецелесообразно. Если стоимость продукции не превышает 100 руб., то для целей НДС имеет значение квалификация операции как рекламной.

 

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании (п. 4 ст. 264 НК РФ). Из смысла п. 11 ст. 28 Закона N 38-ФЗ следует, что Интернет относится к телекоммуникационным сетям общего пользования. В соответствии с п. 4 Письма ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" реклама в социальных сетях признается рекламой в смысле п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ.

 

Подробнее:  Статья: Реклама или не реклама в Интернете: методичка ФАС в помощь (Катаева Н.Н.) ("Главная книга", 2019, N 21) {КонсультантПлюс}

 

Вместе с тем, рекламной считается раздача продукции неопределенному кругу лиц. В данном же случае имеет место передача продукции конкретным лицам. В Письме ФАС России от 20.06.2018 N АД/45557/18 разъяснено, что реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

То есть в данном случае цель – не передача собственно продукции, а создание рекламных статей, адресованных неопределенному кругу лиц, следовательно, передачу продукции можно признать рекламной.

 

Вместе с тем вопрос в отсутствие официальных разъяснений контролирующих органов по ситуации, описанной в вопросе, спрогнозировать позицию налоговых органов не представляется возможным.

 

Законное обоснование:

  1. Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС {КонсультантПлюс}

 

  1. Готовое решение: Облагается ли НДС раздача рекламной продукции (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

 

  1. Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль затрат на производство образцов продукции и предъявленных сумм НДС. (Письмо Минфина России от 22.02.2018 N 03-03-06/1/11485) {КонсультантПлюс}

 

  1. "НДС: практика исчисления и уплаты" (6-е издание, переработанное и дополненное) (Крутякова Т.Л.) ("АйСи Групп", 2019) {КонсультантПлюс}

Скачать pdf
Анна Марченко Эксперт Линии консультаций
Регламент линии консультаций