Вопрос:
16.12.2019

Какой районный коэффициент нужно применять для федерального государственного учреждения, находящегося на территории Новосибирской области и финансируемого из Федерального бюджета?

Ответ:
16.12.2019

Согласно положений ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.

В силу ч. 1 ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ч. 2 ст. 316 ТК РФ).

Таким образом, органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления ст. 316 ТК РФ предоставлено право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, что означает, что дополнительные гарантии, установленные региональным законодательством, являются расходными обязательствами последнего и должны обеспечиваться за счет средств бюджета данного субъекта РФ, в связи с чем осуществление повышенных выплат районного коэффициента за средств федерального бюджета в рассматриваемой ситуации не может быть признано правомерным.

 

Такая позиция изложена в Письме Минтруда России от 26.11.2012 N 11-4/660.

 

Судебной практикой данный вывод полностью подтверждается: исходя из Постановления ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2010 N Ф03-7740/2009 (Определением ВАС РФ от 25.03.2010 N ВАС-3190/10 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ данного дела для пересмотра в порядке надзора данного Постановления) применение более высоких размеров районных коэффициентов к заработной плате работников при условии финансирования из федерального бюджета будет являться неправомерным.

Дополнительно судебную практику можно посмотреть здесь: Статья: Судебные споры по исчислению районного коэффициента и процентной надбавки (Валова С.) ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 4) {КонсультантПлюс}

 

Позиция ГИТ в Новосибирской области изложена на официальном сайте: www.git54.rostrud.ru (https://онлайнинспекция.рф/).

 

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях).

Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. При этом согласно данной статье дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и так далее, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных затрат гражданам в связи с работой в сложных природно-климатических условиях Севера.

Как следует из ст. 316 ТК РФ, ст. 10 Закона N 4520-1, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

 

Вместе с тем, во избежание претензий со стороны контролирующих органов считаем целесообразным обратиться в ГИТ по Новосибирсокй области за индивидуальной консультацией.

Законное обоснование:

  1. Вопрос: Уточните размер районного коэффициента к заработной плате в Новосибирске. Правда ли, что 25% р/к только для бюджетной сферы, или он применим ко всем организациям независимо от их формы на всей территории г. Новосибирска? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2017) {КонсультантПлюс}

 

  1. "Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2015" (под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева) ("БиТуБи", 2015) {КонсультантПлюс}

Скачать pdf
Анна Марченко Эксперт Линии консультаций
Регламент линии консультаций